Уважаемые коллеги! Нужны комментарии и критические замечания!
Уважаемые коллеги! Нужны комментарии и критические замечания! С уважением, Илья.
65-летию Красноборской операции, посвящается...
«Красноборское небо...» (часть первая)
В 2008 году исполняется 65-лет Красноборской наступательной операции советских войск по разгрому немецко-фашистских захватчиков на подступах к Ленинграду. Для многих это неизвестная операция, которая прошла на фоне более значимых в историческом плане. Сколько таких локальных операций – боев местного значения прошло в годы Великой Отечественной войны на всей протяженности советско-германского фронта? Сотни? Тысячи? Десятки тысяч?... Именно в таких неизвестных и забытых сражениях ковалась наша Победа, когда без восторженных реляций и шумихи перемалывались вражеские силы. Сотнями, тысячами жизней оплатила наша Родина эти бои местного значения. После прорыва блокады города Ленинграда в январе 1943 года в районе Синявино, наши части втянулись в продолжительные бои по расширению коридора прорыва. Но войсковые подразделения, участвующие в прорыве блокады, сильно поредели в результате ожесточенных боев, войскам требовался отдых. Немецкое командование спешно перебрасывало в район Синявино дополнительные силы, одолеть которые обессиленные части Красной армии уже не могли. Войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли к обороне. В этой сложившейся обстановке Военный Совет Ленинградского фронта принимает решение о проведении локальной Красноборской операции силами 55-й армии в направлении от Колпино на Красный Бор и далее на Тосно. Совместно с войсками Ленинградского фронта начинают действовать дивизии 54-й армии Волховского фронта из районов Макарьевская Пустынь – Смердыня с направлением главного удара на дорогу Любань – Шапки. Эта операция, запланированная Военным Советом Волховского фронта, получила название Смердынской. 10 февраля 1943 года началось наступление двух фронтов. Смердынская операция продлилась до 23 февраля. Официально первая Красноборская операция была приостановлена Директивой Ставки Верховного Главнокомандования 27 февраля 1943 года, но наступательный порыв наших войск иссяк еще 23 февраля. В результате ожесточенных боев частям 55-й армии Ленинградского фронта удалось освободить от врага ряд населенных пунктов, в том числе поселок Красный Бор и станцию Поповка. Линия фронта до января 1944 года стала проходить между поселками Красный Бор и Ульяновка (станция Саблино). Впереди были еще бои марта 1943 года. Поселок Красный Бор и находящаяся там станция Поповка, располагаются на южной окраине Ленинграда. Между городом Колпино и Красным Бором расстилаются поля совхоза имени Тельмана. А ранее, в довоенные годы находились немецкие колонии. Именно здесь в августе 1941 года были остановлены немецко-фашистские войска, рвущиеся к Ленинграду. На протяжении трех лет Красный Бор находился на передовой линии фронта. С августа 1941 года по январь 1944 года здесь гремели бои. Но не только в штыковых атаках и под минометными обстрелами гибли тысячами наши защитники. В высоком небе, над полем боя разворачивались грандиозные воздушные сражения. Грозные штурмовики Ил-2 перепахивали реактивными снарядами и бомбами передний край противника, уничтожали на железных дорогах и других путях подвоза вражеские резервы. Воздушные разведчики «висели» над линией фронта с задачей как можно эффективней отснять оборону противника и корректировать огонь нашей артиллерии. Ближние бомбардировщики наносили удары по всей линии фронта перед решительными наступлениями, сравнивая с землей оборону противника. Ночные эскадрильи и полки на самолетах У-2 и Р-5 не давали жизни захватчикам даже ночью. Дальнебомбардировочная авиация Ставки Верховного Главнокомандования бомбила дальнобойную артиллерию гитлеровцев, которая обстреливала город Ленина. Юркие истребители выполняли огромный спектр задач: от прикрытия поля боя до защиты ударных самолетов. Приходилось постоянно вступать в воздушные схватки с истребителями и бомбардировщиками противника, которые пытались бомбить наши войска. Что такое воздушный бой, лучше меня, наверное, расскажут ветераны, участники этих сражений. Я лишь сделаю небольшое пояснение, начавшийся на большой высоте воздушный бой, например в районе Синявино, Колпино или Пушкина, мог уже спустя минуты переместиться в сторону Красного Бора или Ульяновки. Поэтому нередко в боевых донесениях авиационных полков, которые сейчас хранятся в архивах, указанная цель и задача, ставившаяся для выполнения боевого задания, географически находилось в некотором удалении от Красного Бора. Наш рассказ о воздушных боях над Красным Бором и Ульяновкой в период двух Красноборских операций советских войск, первая из которых как говорилось выше, началась 10 февраля 1943 года, потом была приостановлена, возобновилась вновь как вторая и закончилась в начале апреля 1943 года. Данная статья также не является сравнительным анализом потерь авиации противоборствующих сторон. Для ее подготовки были использованы открытые российские источники и архивные сведения Центрального архива Министерства обороны и Центрального военно-морского архива. Немецкие источники крайне скупые, даже сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе (дела Военного архива ФРГ RL 2 III/1177-1196) часто противоречивы. Поэтому исследование и сравнение потерь двух сторон является темой отдельного исследования. Первый день наступления 10 февраля 1943 года, в общих чертах хорошо описан Иваном Григорьевичем Иноземцевым в книге «Под крылом — Ленинград»: «...Наступление началось 10 февраля. 55-ю армию поддерживала авиация 13-й воздушной армии, в которой насчитывалось 310 самолетов. Перешли в наступление и войска Волховского фронта. До начала артиллерийской подготовки авиационные части нанесли удары по командным пунктам и узлам связи противника в районе Слуцк, Гамболово, Корделево, поселок Ульяновский. С переходом наземных войск в наступление они действовали по артиллерийским и минометным группировкам противника в районах Пушкин, Старая Мыза, Красный Бор, Захожье, помогая пехоте в прорыве вражеской обороны. Экипажи 277-й штурмовой авиадивизии оказывали непосредственную поддержку подразделениям танковой бригады, подавляя противотанковую артиллерию. Особенно успешно сражались летчики 943-го штурмового авиаполка майора Г. М. Камбулатова. Наши бомбардировщики и штурмовики подвергли ударам также скопления железнодорожных эшелонов на станциях Красногвардейск, Н. Лисино, Пушкин, Слуцк, Никольское и резервы врага, подтягиваемые к району прорыва. При поддержке авиации войска 55-й армии к исходу дня вклинились в оборону противника на 4-5 км и начали развивать успех на Ивановское, стремясь выйти к реке Тосна...». Немецкое командование также предприняло ряд налетов на наступающие части Красной Армии. Под прикрытием истребителей в район Колпино подходят немецкие бомбардировщики. Над полем боя стала разворачиваться воздушная битва. Наши истребители, прикрывающие наземные войска вступили в бой. В ходе воздушных боев в районе Ям-Ижоры летчики 196-го истребительного полка вчетвером смогли подбить один ФВ-190, это был первый самолет, записанный на счет молодого пилота Ивана Федоровича Шевченко. Пилоты 27-го истребительного авиаполка ПВО также подают заявку на два сбитых бомбардировщика Ю-88. Один из них в районе деревни Новая подбивает Василий Николаевич Харитонов, а второй в районе Московской Славянки записывают на счет гвардии капитана Иринея Федоровича Беляева. Именно в этот день Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту В.Н. Харитонову было присвоено высокое звание Герой Советского Союза. Ириней Беляев, впоследствии тоже станет Героем Советского Союза, но только это случится несправедливо запоздало в 1991 году! В немецких сводках за тот день учтены только следующие поврежденные и погибшие самолеты: - полностью уничтоженный от огня зенитной артиллерии FW190A-4 из 3./JG54 (заводской номер 5738) в районе восточнее Колпино; - частично поврежденный на аэродроме Красногвардейск (Гатчина) во время аварии FW190A-4 из 1./JG54 (заводской номер 7143); - частично поврежденный от огня зенитной артиллерии FW190A-4 из 2./JG54 (заводской номер 5736), приземлившийся на аэродром Красногвардейск; - полностью уничтоженный Ju88A-4 из III./KG1 (заводской номер 8733) в районе Тосно, самолет совершил вынужденную посадку экипаж остался невредимым; - полностью уничтоженный Ju88A-4 из III./KG1 (заводской номер 4488, бортовой номер V4+LT) в районе указанном на очень широком пространстве Волхов – Шум, экипаж из четырех человек пропал без вести. В этот первый день наступления потери были и с нашей стороны. После воздушного боя проведенного в районе Колпино – Красный Бор не вернулся с боевого задания летчик 11-го гвардейского истребительного авиаполка 2-го гвардейского истребительного авиакорпуса ПВО Ленинграда гвардии младший лейтенант Федор Егорович Манжалей. Его самолет Ла-5 был подбит в воздушном бою, и так как остальные летчики, участвующие в воздушной схватке, были связаны боем, сказать, куда упал самолет младшего лейтенанта никто не смог указать. В архивных документах полка говорится: «...При выполнении боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Колпино вели воздушный бой. После воздушного боя не вернулся на свой аэродром...». При сопровождении штурмовиков Ил-2 в воздушном бою был сбит командир звена 196-го истребительного авиаполка 275-й истребительной авиадивизии младший лейтенант Федор Семенович Крещук. Его самолет Р-40 «Киттихаук» упал 1,5 км южнее города Колпино. А самолет Р-40 «Киттихаук», который пилотировал командир звена старший лейтенант Федор Васильевич Тарасенко, не вернулся на свой аэродром, пропал без вести. Это были первые потери авиаторов в Красноборской операции. В этот же день, возвращаясь с боевого задания по нанесению бомбоштурмового удара по противнику в полосе 55-й армии, в районе Федоровского столкнулись в воздухе два самолета штурмовика Ил-2 из состава 57-го смешанного бомбардировочного авиаполка ВВС КБФ. И если летчик Белько смог дотянуть поврежденный самолет до своего аэродрома, то самолет заместителя командира 2-й эскадрильи старшего лейтенанта Василия Кирилловича Щербака упал и разбился на полях совхоза Кудрово в районе Ново-Саратовской колонии, похоронив под своими обломками тело пилота. Еще трагичнее для личного состава 57-го СБАП ВВС КБФ стал второй день наступления в районе Красного Бора. Вот как об этом говорят сухие строки архивных документов: «...11 февраля 1943 года звено лейтенанта Солдатова вылетело на подавление огневых точек противника, мешающих продвижению частей 55 Армии в район Красный Бор. При подходе к цели, над территорией противника самолеты были атакованы ФВ-190 и Ме-109. Истребители прикрытия были скованы боем, штурмовики вместо вступления в оборонительный круг продолжали идти прежним курсом. В результате ни один из самолетов звена на аэродром не вернулся, все пропали без вести...». Тогда в феврале 1943 года на свой аэродром не вернулись: - Солдатов Виктор Дмитриевич, 1914 г.р., лейтенант, командир звена 3 АЭ. Был награжден орденом “Красное Знамя”. Вылетел на одноместном самолете Ил-2 № 1872131 (борт 33), мотор АМ-38 № ш 293646. Призван в 1938 году. Окончил ВМАУ имени Леваневского в 1940 году; - Литвинов Андрей Антонович, 1915 г.р., командир запаса, летчик 3 АЭ. Вылетел на одноместном самолете Ил-2 № 1874240 (борт 39) мотор АМ-38 № 24182. Призван по мобилизации Октябрьским РВК Киева в июне 1941 года. Окончил Тамбовскую школу ГВФ в 1939 году; - Столяренко Иван Моисеевич (Иосифович), 1911 г.р., капитан, заместитель командира АЭ 65-го авиаполка спецназначения ВВС ВМФ, был прикомандирован к 57 СБАП ВВС КБФ. Был награжден орденом “Красное Знамя”. Вылетел на двухместном самолете Ил-2 № 1873340 (борт 35) мотор АМ-38 № 24222. В состав экипажа входил воздушный стрелок Елисеев И.А. Призван в 1932 году Ленинградским РВК города Киева. Кадровый с 1934 года; - Елисеев Иван Александрович, 1919 г.р., сержант, воздушный стрелок-радист 3 АЭ. Вылетел на двухместном самолете Ил-2 № 1873340 (борт 35) мотор АМ-38 № 24222. В состав экипажа входил летчик Столяренко И.М. Призван в октябре 1939 года Мало-Ярославским ГВК. Окончил курсы воздушных стрелков в декабре 1942 года; - Мякинький Павел Данилович, 1923 г.р., сержант, летчик 3 АЭ. Вылетел на задание на одноместном варианте самолета Ил-2 № 30972 (борт 41) мотор АМ-38 № 4583173. Призван Николаевским РВК города Николаев в мае 1941 года. Окончил Военно-морское авиационное училище имени Сталина в 1942 году. Судьбу Павла Даниловича Мякинького удалось установить только в 2006 году. Благодаря местным жителям полустанка Пустынька и директору краеведческого школьного музея в поселке Ульяновка Татьяне Николаевне Слепневой удалось найти могилу Павла Даниловича и его останки были торжественного захоронены на Никольском городском кладбище у братского воинского захоронения. Оказалось, что после того как самолет сержанта Мякинького был подбит в районе Красного Бора он смог спастись, совершив вынужденную посадку или выпрыгнув с парашютом над оккупированной врагом территорией. Встретив в тылу врага еще одного тяжело раненного летчика с другого сбитого советского самолета, они вместе попытались пробраться и перейти линию фронта. Подойдя ночью к железнодорожному полустанку Пустынька Павел Мякинький спрятал раненного товарища в стогу сена, а сам пошел к баракам железнодорожников для того чтобы выяснить где они находятся. К сожалению, в соседней половине дома жили немцы, охранявшие железную дорогу, которые и услышали непроизвольный вскрик одной из русских женщин, когда она увидела на пороге советского пилота. Морской летчик принял свой последний бой на земле, отстреливаясь до последнего патрона. Он успел ранить несколько немцев, но и сам погиб от разрыва гранаты брошенной фашистами. Под утро в стогу сена нашли и второго летчика, у которого была переломана нога, передвигаться сам он не мог. Немцы добили его прикладами, размозжив голову. Установить имя Павла Даниловича помогло то, что когда немцы приказали захоронить убитых летчиков, местные мужики в одежде погибшего нашли комсомольский билет Мякинького. К сожалению, имя второго пилота пока полностью установить не удалось, известно лишь то, что у него было найдено письмо, адресованное Мише от Оли. Но по проведенной исследовательской работе с документами архивов можно предположить, что этим погибшим мог быть штурман 943-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой дивизии майор Михаил Иванович Васильев, который значится до сих пор пропавшим без вести в районе Захожья. Сейчас поисковики ведут поиск родных Михаила Ивановича, для того чтобы сопоставить требующие проверки сведения. А вот родных Павла Даниловича Мякинького удалось разыскать, хотя почти вся родня из белорусского Могилева давно уже переехала в город Челябинск. Также 11 февраля 1943 года погиб еще один экипаж флотского авиаполка. Самолет Ил-2 в составе экипажа летчика 3-й эскадрильи лейтенанта Василия Степановича Кобзева и воздушного стрелка младшего сержанта Александра Александровича Смирнова был подбит зенитками в районе Никольское – Красный Бор. От прямых попаданий у самолета отбило хвост, и они упали на территорию противника в районе севернее 3 км от города Никольское. В это же день понесли потери и летчики ПВО. Разбился поврежденный в воздушном бою с противником в районе Колпино самолет командира звена 11-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии старшего лейтенанта Александра Семеновича Иванова. Его тело было захоронено на аэродроме базирования полка в парке Сосновка в городе Ленинграде. Но и советские летчики заявили о достигнутых победах в этот день. Так пилот 27-го гвардейского авиаполка гвардии младший лейтенант Александр Григорьевич Андрианов в паре с другим летчиком сбивают немецкий ФВ-190 севернее Саблино, а южнее Колпино он записывает себе на личный счет еще один ФВ-190. Тройка Яков под командованием командира эскадрильи этого же полка Иринея Федоровича Беляева юго-восточнее Колпино сбивают Ме-109. Его заместитель по эскадрильи гвардии старший лейтенант Александр Терентьевич Карпов (будущий дважды Герой Советского Союза) в паре с ведомым сбивают севернее Саблино ФВ-190, затем в районе южнее Колпино Ю-87, а Герой Советского Союза Василий Николаевич Харитонов добивается личной победы над ФВ-190 уже при отходе противника с поля боя в районе совхоза Пушкинский. В этот день отличились и летчики 158-го истребительного авиаполка. В районе юго-западнее Колпино летчик Григорий Иванович Богомазов (будущий Герой Советского Союза) сбивает Ме-109, а пилот Сергей Васильевич Деменков (также будущий Герой Советского Союза) немецкий двухмоторный бомбардировщик Ю-88, а потом в районе Путролово и еще добавляет на свой личный счет ФВ-190. В этом полку тоже не обходится без потерь. На свой аэродром не вернулся самолет Р-40 «Киттихаук» с младшим лейтенантом Петром Ивановичем Гавриковым. Немцы признают по своим сводкам за тот день только следующие поврежденные и погибшие самолеты: - полностью уничтоженный Bf109G-2 из 4./JG54 (заводской номер 10355) не вернувшийся с вылета из района Ленинграда вместе с пилотом; - частично поврежденный при посадке на аэродроме Мга FW190A-4 из 1./JG54 (заводской номер 5753); - полностью уничтоженный в районе Слуцка FW190A-4 из 3./JG54 (заводской номер 2309), пилот самолета погиб; - частично поврежденный от огня зенитной артиллерии Ju87R-4 из 1./StG5 (заводской номер 6202); - частично поврежденный в от огня зенитных орудий в районе Колпино Bf110F-3 из 4.(H)/33 (заводской номер 5039); - полностью уничтоженный в воздушном бою в районе северо-западнее Смердыни Ju88A-4 из III./KG1 (заводской номер 4173), который можно с полной уверенностью отнести к победам истребителей 14-й Воздушной армии. 12 февраля 1943 года, как говорилось выше, описывая судьбу морского летчика Павла Мякинького, не вернулся с боевого задания штурман 943-го штурмового авиаполка майор Михаил Васильев. Он вылетел на боевое задание на варианте одноместного штурмовика Ил-2 в районе Захожья и был подбит зенитной артиллерией противника. 13 февраля 1943 года была оттепель, столбик термометра поднялся до +1, дул порывистый юго-западный ветер. Стояла нелетная погода. В блокадном дневнике ленинградца Николая Павловича Горшкова записано: «...С утра очень редкая артиллерийская стрельба. В начале 16-го часа слышна отдаленная канонада... Бои вокруг Ленинграда идут беспрерывно...». 14 февраля 1943 года. «...Оттепель, температура +1. Ветрено. Идет мокрый снег. После рассвета погода оставалась пасмурной, без осадков. В 13 часов 55 минут завыла сирена воздушной тревоги. Отбой дан в 14 часов 25 минут... Вторая тревога с 16 часов 30 минут до 17 часов 25 минут. Били зенитки. Взрывов бомб не было. Днем стало морозить, температура упала до -2. Ветрено...». В этот день воздушные бои на красноборском направлении развернулись с новой силой. Штурмовики 57-го СБАП ВВС КБФ оказывают содействие в наступлении пехотным частям 55-й армии на колпинском направлении, уничтожая огнем «эресов» и авиационных пушек живую силу противника. При одном таком заходе был подбит самолет Ил-2 1-й эскадрильи младшего лейтенанта Алексея Яковлевича Боровкова. Ему удалось произвести вынужденную посадку на своей территории в районе деревни Самарка, при этом самолет оказался разбитым, а летчик получил ранение. В воздушном бою в районе Красного Бора – Никольское сбыты два самолета Як-1 из состава 21-го истребительного авиаполка ВВС КБФ. Командир эскадрильи капитан Василий Павлович Меркулов выбросился с парашютом со сбитого самолета в районе Никольского над территорией противника. Его судьба осталась неизвестна. А летчик 3-й эскадрильи сержант Петр Васильевич Карбусов упал вместе с самолетом в районе 7 км юго-восточнее Колпино. Также из района Колпино не вернулся с боевого задания самолет Як-7б, который пилотировал летчик 27-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии младший лейтенант Внуков Петр Алексеевич. В 17.10 по московскому времени в районе Ульяновки на высоте 600 метров четыре истребителя И-153 «Чайка» из состава 71-го истребительного авиаполка ВВС КБФ под руководством младшего лейтенанта Николая Кучерявого отбили атаку двух Ме-109, которые пытались атаковать самолеты штурмовики Ил-2 при выходе из атаки. После этого в районе Колпино одну нашу «Чайку» неожиданно атаковали два Ме-109 одновременно сверху сзади. Самолет, который пилотировал летчик 1-й эскадрильи старший сержант Евгений Степанович Образцов загорелся и упал в районе Колпинской колонии. Тяжело раненный летчик был доставлен в госпиталь, и спустя какое-то время в полк пришло сообщение, что Евгений Образцов скончался от ран. В штабе полка по всем правилам были оформлены документы, что он умер от ран 28 февраля 1943 года и приказом от 29 марта 1943 года он был исключен из списков части. На самом деле сообщение госпиталя, оказалось ошибочным - старший сержант Образцов выжил и вернулся в полк. Приказом по полку от 12 мая 1943 года он был восстановлен из «мертвых» и успешно воевал до конца войны... В этот же день летчики 3-го гв.ИАП ВВС КБФ, прикрывая наши наземные войска на высоте от 1000 до 800 метров, в 16.35 получили команду по радио, о том, что со стороны Пушкина в направлении на Красный Бор идет группа Ю-87. Шестерка ЛаГГ-3 в трех парах: гвардии капитан Дмитрий Татаренко – гвардии сержант Сергей Рябушкин, гвардии капитан Иван Цапов – гвардии сержант Николай Шестопалов; гвардии капитан Иван Минаев – гвардии младший лейтенант Тихон Жучков атаковали немецкие самолеты в лоб. По архивным сведениям 3-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС КБФ в результате этого воздушного боя, проходящего преимущественно на встречных курсах, противник потерял семь Ю-87 и один ФВ-190. Пять самолетов противника ушли с поля боя подбитыми. К этому следует добавить, что в этом бою принимали участие будущие три Героя Советского Союза: капитан Татаренко, капитан Цапов и младший лейтенант Жучков. Немцы признают повреждения только трех Ю-87 по сводкам за тот день: - один Ju87R-2 из 1./StG5 (заводской номер 6013) поврежденный от огня зенитных орудий в районе северо-западнее Красногвардейска; - один Ju87R-2 из 2./StG5 (заводской номер 5771) поврежденный от огня зенитных орудий тоже в районе северо-западнее Красногвардейска; - один Ju87R-4 из 3./StG5 (заводской номер 6268) который был поврежден от зенитного огня и полностью разбит при вынужденной посадке в районе Конашово. 15 февраля 1943 года при прикрытии наземных войск в районе Красного Бора с немецкими самолетами схлестнулись летчики 3-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС КБФ. Восьмерка наших ЛаГГ-3 под руководством командира 2-й эскадрильи Игоря Каберова вела бой с бомбардировщиками Ю-88 и истребителями противника. В этом бою был подбит самолет сержанта Андрущенко (Андрющенко) Василия Романовича, который выбросился с парашютом над территорией противника. Только спустя два года однополчане узнали, что Василий Андрющенко не погиб, а попал в плен к немцам и был освобожден из плена 9 мая 1945 года. Об этом бое Игорь Каберов записал в боевом донесении: «...Один Ме-109 зашел в хвост Андрющенко. Заметив его атаку и видя, что никто эту атаку не отбивает, я решил оторваться от своей группы и атаковать противника. Но я опоздал, и Ме-109 дал длинную очередь по самолету Андрющенко. Он сильно задымил, падения его я не проследил. Зайдя в хвост Ме-109, я дал по нему две очереди. Ме-109 с дымом пошел в сторону Слуцка...». Еще один участник этого боя гвардии капитан Иван Минаев тоже описал в донесении обстоятельства потери нашего самолета: «...самолет Андрющенко с дымом пошел вниз. Я резко развернулся на Ме-109, но Шилков атаковал Ме-109 сверху и зажег его. Ме-109 со снижением пошел в сторону Пушкина. На высоте 1000 метров южнее Колпино наблюдали парашютиста...». В этом же районе прикрывая наземные войска вели бой летчики ПВО Ленинграда. В результате воздушного боя был сбит самолет Ла-5 из состава 11-го гвардейского истребительного авиаполка. В донесении говорится, что летчик гвардии младший лейтенант Наминатов Николай Васильевич сгорел вместе с самолетом в районе Колпино. На свой аэродром также не вернулись два самолета Ил-2 после нанесения бомбоштурмового удара по ближнем тылам противника в районе Ульяновки из состава 15-го гвардейского штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии. Экипажи самолетов: старшего летчика гвардии младшего лейтенанта Виктора Васильевича Никишанова (в качестве воздушного стрелка вылетел авиамоторист гвардии сержант Александр Николаевич Войлов) и летчика гвардии младшего лейтенанта Василия Моисеевича Моротченко (в качестве воздушного стрелка вылетел авиамоторист гвардии сержант Михаил Михайлович Баранов) до сих пор считаются пропавшими без вести. Один самолет Ил-2 из состава этого полка был сильно поврежден, но раненный летчик самолета гвардии капитан Н.Н. Смирнов, сумел привести его на свой аэродром. Когда самолет приземлился, оказалось, что воздушный стрелок самолета гвардии сержант Федор Кузьмич Серегин был убит еще в воздухе над целью в районе Ульяновки. В воздушном бою с истребителями противника в районе Красного Бора заместитель командира эскадрильи 27-го гвардейского истребительного авиаполка Александр Терентьевич Карпов сбивает немецкий истребитель Ме-109. 16 февраля 1943 года нелетная погода. В дневнике Николя Горшкова записано: «...В 6 часов утра мороз -9. Идет снег. Метель. За ночь насыпало много снега... В течении всего дня погода пасмурная... Сегодня удивительно тихо. Вражеские батареи, обстреливающие вчера город, уничтожены. После вчерашнего бешенного обстрела сегодня только изредка издалека слышны глухие одиночные выстрелы...». 17 февраля 1943 года на подавление огневых точек противника в районе Красный Бор – Никольское вылетели грозные штурмовики Ил-2 57-го СБАП ВВС КБФ. После атаки артиллерийских позиций немцев в районе севернее Никольского был подбит Ил-2 в составе экипажа: летчика сержанта Ярошевского Валерия Петровича и воздушного стрелка младшего сержанта Михайлова Василия Петровича. Вернувшиеся на свой аэродром другие экипажи полка сообщили, что никто не видел места падения самолета. На свой аэродром самолет не вернулся. 18-19-20 февраля 1943 года – нелетная погода. В блокадном дневнике Николая Горшкова отмечено: «...18 февраля - Мороз -4. Сплошная облачность... 19 февраля – мороз -4. Сыплет снег с ветром... 20 февраля – Оттепель. В 6 часов утра -0. Днем была переменная погода, иногда шел снег...». 21 февраля 1943 года шесть ЛаГГ-3 из состава 3-гвардейского ИАП ВВС КБФ под руководством заместителя командира 2 эскадрильи по политчасти гвардии капитана Василия Громодвинникова вылетели на прикрытие своих войск в районе Красный Бор – Никольское. В результате воздушного боя с истребителями противника был сбит один ФВ-190, а у самолета ведущего капитана Громодвинникова оказалось пробито хвостовое оперение и консоль правого крыла. Другая восьмерка ЛаГГ-3 этого же полка под руководством гвардии капитана Дмитрия Татаренко вела воздушный бой в районе Колпино, где тоже подбила один ФВ-190, который как говорится в донесении: «...дымящий с резким снижением ушел в сторону города Пушкин...». Но досталось в этом бою и нашим летчикам. Поврежденный в воздушном бою ЛаГГ-3 гвардии сержанта Александра Шилкова совершил вынужденную посадку в районе поселка Овцино, на своей территории. К справедливости ради, надо сказать, что Александр Анфимович Шилков стал впоследствии тоже Героем Советского Союза, но превратности и трагичность судьбы привело его к тому, что в 1960 году он был осужден судом военного трибунала за уголовное преступление и в 1961 году был лишен этого почетного звания. В этот день понесли потери летчики ПВО. В донесении 11-го гвардейского истребительного авиаполка говорится: «...гвардии младший лейтенант Олейник Г.Я., над Красным Бором на высоте 3000 метров был подбит в воздушном бою. Оставил самолет на высоте 2000 метров, открыл парашют и приземлился над Красным Бором. Место нахождения младшего лейтенанта Олейника до сего времени не установлено...». Только в 1944 году стало известно, что Григорий Яковлевич Олейник не погиб. Судьба летчика, на счету которого на момент когда его сбили, были три личных и две групповые победы, сложилась следующим образом. Уже в наши дни современные исследователи истории авиации Константин Чиркин и Олег Корытов взяли интервью у одного из ветеранов, бывшего летчика 103-го гвардейского истребительного авиаполка Леонида Сергеевича Кулакова, который и рассказал о перипетиях судьбы Григория Олейника: «...Гриша Олейник, его сбили на «Ла», он воевал на «Ла-5». Его сбили, и он попал в плен. И бежал. Шесть человек договорились между собой. Был среди них моряк, артиллерист, летчик — Гриша Олейник. Из ста человек только шесть решило рискнуть. И когда их повезли на Украину поездом, взломали пол, и на ходу спускались по одному на рельсы. Выбирались ночью, поезд, замедлив ход, шел, их поддерживали за ноги... Самое главное, он рассказывал, чтобы осью не прибило... Вот их шесть человек бежало. Он попал к Ковпаку. Воевал у него, грамоту получил, потом вернулся. Потом «особняки» (сотрудники особого отдела армейской контрразведки, сокращенно СМЕРШ) его проверяли, и с недоверием к нему отнеслись. И в мирное время уже ему продвижения не было. Ну, я вот потом стал командиром полка, я его сделал штурманом полка, потом заместителем командира полка, и командиром полка, и он уволился. Сейчас он в этом, не в Кемерово, на Украине, вот...». 22 февраля 1943 года в районе Колпино – Красный Бор зафиксирован воздушный бой, который был проведен между четверкой ЛаГГ-3 из состава 3-гв.ИАП ВВС КБФ под руководством гвардии капитана Ивана Минаева и четверкой вражеских ФВ-190 и двух Ме-109. В результате воздушного боя на свой аэродром не вернулся гвардии сержант Лобко Афанасий Мефодьевич. Его самолет был сбит в воздушном бою, а о его судьбе однополчане узнали только в июле 1944 года после освобождения Киева. Оказалось, что Афанасию Мефодьевичу удалось спастись, на подбитом самолете он смог совершить вынужденную посадку в тылу противника, но при посадке был тяжело ранен. Только 25 февраля 1943 года в прифронтовом лесу его еле живого подобрали немцы и отправили в немецкий лазарет, который располагался на станции Мга. Потом, когда он стал транспортабельным, его 6 марта 1943 года перевезли в город Нарву, где в немецком госпитале 13 марта 1943 года ампутировали ногу, которая была сильно повреждена во время воздушного боя. Из Нарвы 13 декабря 1943 года его перевели в лагерь Майданек, где его и освободили из плена части Красной армии 24 июля 1944 года. После освобождения он был направлен в наш эвакогоспиталь в город Киев откуда и сумел сообщить о себе в полк. В этот день очередную победу одержал заместитель командира эскадрильи 27-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Карпов Александр Терентьевич. В районе южнее Красного Бора он сбил немецкий бомбардировщик Ю-88, который пытался бомбить наши войска. 23 февраля 1943 года опять не повезло морским штурмовикам. Действуя по переднему краю противника и ближайшим его тылам, они подвергались самому мощному зенитному огню немцев. Высоты боевого применения штурмовой авиации были от 1000 метров до 30 метров от земли. Самый эффективный огонь из бортового оружия наносился штурмовиками на низкой высоте. При выходе из атаки штурмовиков часто подстерегали истребители противника. Так на самой малой высоте после выхода из атаки был атакован истребителями немцев и сбит в районе населенного пункта Отрадное одноместный Ил-2 лейтенанта Геннадия Константиновича Шубладзе. Самолет загорелся и упал на свою территорию в 2 километрах от линии фронта. А самолет, на борту которого находился экипаж в составе: летчика 1-й эскадрильи сержанта Козьякова Ивана Даниловича и воздушного стрелка сержанта Малиновского Алексея Васильевича, при нанесении удара по Кирпичному заводу в поселке Покровское, во время пикирования, получил прямое попадание снаряда зенитной артиллерии противника, загорелся и горящим упал в районе цели, похоронив в обломках молодой экипаж. В этот же день понесли потери и армейские штурмовики. Самолет Ил-2 из состава 15-го гвардейского штурмового авиаполка 277 ШАД был подбит в районе Захожья. Летчик самолета командир звена гвардии лейтенант Николай Александрович Миронов пытался дотянуть на подбитом самолете до свой территории, и спасти не только самолет, но и воздушного стрелка гвардии младшего сержанта Василия Ивановича Щекланова. Но когда они перетянули линию фронта, самолет стал разваливаться в воздухе от полученных повреждений. Командир экипажа подал команду прыгать. К сожалению, высота на которой покинули гибнущую машину летчик и стрелок оказалось слишком мала. В этот же день их разбившиеся тела с нераскрывшимися парашютами были обнаружены бойцами 134-го минометного полка 55-й армии в районе Колпино. В ходе воздушного боя в районе Никольского летчиком 196-го истребительного авиаполка Иваном Федоровичем Шевченко сбит немецкий истребитель ФВ-190. В немецких документах не удалось найти упоминаний о поврежденных и уничтоженных самолетах противника в период с 15 по 23 февраля 1943 года на данном участке фронта. Но сказать точно, что таких не имелось тоже преждевременно. 23 февраля 1943 года наступление советских войск приостановилось, официально первая Красноборская операция была приостановлена 27 февраля. Но бои в районе Красного Бора продолжались и в марте 1943 года. И судя по архивным документам советских авиасоединений весь накал воздушного противостояния был еще впереди...